Коронавирус и закрытие границ подстегнули интерес обеспеченных россиян к иностранному гражданству в обмен на инвестиции. Карибские страны дают скидки, Европа ужесточает правила.
Как быстро стать гражданином Евросоюза? Скорее всего, именно такой вопрос задает клиент при обращении в компанию, которая помогает состоятельным людям получить иностранное гражданство или вид на жительство. Быстро и дорого это позволяют сделать Кипр и Мальта. Быстро и в разы дешевле можно стать гражданином одной из Карибских стран, чьи паспорта позволяют въезжать без виз в страны Шенгена.
Опрошенные DW фирмы по миграции, которые работают с россиянами, говорят о росте обращений в три-четыре раза в последние месяцы. Основной драйвер сейчас — именно Карибские страны. Интерес бизнесменов к паспортам Кипра и Мальты растет стабильно, но стать гражданином ЕС становится все сложнее: программы дорожают, проверки ужесточаются, а риски для тех, кто «неаккуратно» заполнил анкету, все выше.
Кипр ужесточил правила получения «золотых» виз
Интерес к Кипру сейчас вырос из-за того, что там снизились цены на недвижимость, говорит руководитель венского офиса компании Immigrant Invest Злата Эрлах. Эта фирма наряду с несколькими другими на время пандемии и закрытых границ разработала виртуальные туры для тех инвесторов, кто готов купить недвижимость, не осматривая ее лично. «А все недоверчивые ждут, когда снимут ограничения и они сами смогут поехать на остров, — таких тоже немало. После открытия границ будет еще всплеск из недоверчивых», — считает Эрлах.
Кипр, с одной стороны, на фоне пандемии максимально отодвинул срок, когда заявителю нужно будет лично приехать для оформления документов, а с другой — c 18 августа ужесточил проверки и изменил условия получения своего гражданства. Кипрский паспорт по-прежнему можно получить за инвестиции от 2 млн евро примерно за полгода, жить в стране не нужно. Но теперь сумма безвозвратных взносов выросла со 150 до 200 тысяч долларов, а при инвестициях в бизнес необходимо создать уже не 5, а 9 рабочих мест для киприотов и граждан ЕС. Состоящие в браке взрослые дети инвестора в программе вместе с ним участвовать больше не могут.
Проверки претендентов на «золотые» паспорта проходили поверхностно
Предполагается, что заявитель проходит всестороннюю проверку: объясняет происхождение своего капитала, доказывает, что не судим и не находится под санкциями ЕС. Особое внимание должно уделяться заявкам от политически значимых лиц — к ним относятся не только чиновники и депутаты, но и главы госкорпораций и члены их семей. С 2019 года в программе Кипра не могли участвовать те, кто занимал госдолжности в последние пять лет, сейчас условие такое — эти люди не должны работать в госсекторе в последние 12 месяцев до подачи заявки.
Но, как показало недавнее расследование телекомпании «Аль-Джазира», работали эти нормы не всегда эффективно. Издание получило около 2,5 тысяч документов о тех, кому Кипр выдал золотые паспорта в 2017-2019 годы, граждан России касаются около тысячи документов. По данным расследователей, гражданство Кипра тогда получили, например, бывший замминистра экономического развития России Игорь Рева, бывший сенатор и владелец «Русагро» Вадим Мошкович, первый заместитель председателя правления Сбербанка Максим Полетаев, экс-губернатор Челябинской области Михаил Юревич. При этом Юревич, по данным издания, успел получить паспорт за несколько месяцев до того, как против него в России завели уголовное дело.
Олег Дерипаска потеряет паспорт?
«Некоторые люди до возбуждения дела у себя на родине подозревают, что могут оказаться в такой пикантной ситуации и приобретают паспорт заранее, не находясь под уголовным преследованием», — говорит замгендиректора организации Transparency International в России Илья Шуманов. По его словам, в прошлые годы многие «запрыгивали в этот уходящий поезд инвестиционного гражданства».
«С учетом этого расследования можно ожидать, что требования новой программы на Кипре будут соблюдаться крайне жестко. Это уменьшит поток злоупотребляющих и сделает кипрскую программу недоступной для тех лиц, кто может представлять угрозу для Европейского Союза», — считает партнер Paragon Advice Group, кандидат юридических наук Александр Захаров. Спикер парламента Кипра Деметрис Силлурис после расследования призвал приостановить программу и незамедлительно лишить «подозрительных инвесторов» гражданства.
В прошлом году МВД Кипра объявило о решении лишить гражданства 26 получателей «золотых» паспортов, в этом списке оказались 9 россиян, в том числе, миллиардер Олег Дерипаска. Одной из причин такого решения назывались введенные в отношении этих людей западные санкции. Вместе с тем процедуры лишения гражданства тогда в стране просто не было, теперь законодатели прописали ее. Распространить эту норму «задним числом» будет сложно, но формально риски теперь таковы: заявитель, который скрыл или исказил информацию при подаче документов, лишается своего паспорта и ему запрещают въезд в Шенгенскую зону.
Новые правила на Мальте
Рост интереса к Мальте в этом году называют скорее техническим: люди спешили подать заявки по старой программе, квота которой — 1800 заявок — уже исчерпана. Власти Мальты в сентябре должны запустить новую программу, которая тоже станет жестче. Старая программа предполагала, что можно внести 650 тысяч евро в Фонд развития Мальты, еще 150 тысяч евро в гособлигации и купить недвижимость за 350 тысяч евро. Согласно новому проекту, если инвестор хочет подать заявку на паспорт через год после получения ВНЖ, то ему нужно будет вложить 750 тысяч евро, а если через три года, то 600 тысяч евро. Стоимость недвижимости при этом удваивается: на нее будет необходимо потратить 700 тысяч евро.
Новые правила, по словам Захарова, фактически закрывают историю с Мальтой, так как одно из условий программы — это именно жить на острове год или три года. Опрошенные DW компании-посредники трактуют анонсированные правила иначе: по их мнению, нужно будет просто, как и прежде, доказать связь со страной. Делалось это, по данным Шуманова, формально. Он в ходе расследования выезжал по адресам, указанным новоиспеченными заявителями и теперь рассказывает, что «там даже почтовые ящики были оформлены на других людей». Перманентное присутствие заявителя на Мальте требуется, но ресурсов на то, чтобы это проконтролировать, у правоохранительных органов острова недостаточно, говорит Шуманов.
Мальта меняет систему?
До сих пор на Мальте был исключительный лицензиат программы инвестиционного гражданства — компания Henley & Partners, она разработала и внедрила эту программу, она же получала процент с каждой успешной продажи паспорта. Компания заработала на этом около 37 млн евро, пишет газета Times of Malta. Этот договор властей Мальты и фирмы, которая также помогает с получением паспортов, должен был действовать до 2023 года, но теперь может прерваться досрочно. Анонсированные правила такого концессионера больше не предусматривают, пишет газета. «Сейчас ясности еще нет, компания ведет переговоры с правительством», — сказала DW представитель Henley & Partners Полина Кулешова.
Фирма также фигурировала в расследованиях журналистки Дафны Галиции, которая была убита на Мальте в 2017 году. Галиция, в частности,писала о связях компании с тогдашним премьер-министром Мальты Джозефом Мускатом, а саму инвестиционную программу называла «основанной на блате, взятках и откатах».
Среди россиян Мальта менее популярна, чем Кипр. В 2018 году мальтийские паспорта получили 50 российских граждан, в том числе полные тезки экс-депутата Госдумы от «Единой России» Игоря Лисиненко и партнера адвокатского бюро «Иванян и партнеры» Василия Торкановского и членов его семьи. «Иванян и партнеры» защищали интересы России в споре с Украиной в ЕСПЧ об аннексии Крыма, а также в споре с акционерами ЮКОСа.
Иностранный паспорт как запасной аэродром
Кипр с 2013 года заработал на продаже «золотых» паспортов более 6,5 млрд евро, Мальта с 2014 по 2018 год — около 850 млн евро. Еврокомиссия неоднократно критиковала схемы получения гражданства в обмен на инвестиции, указывая на риски в сфере безопасности, отмывания денег, уклонения от уплаты налогов и коррупции. В ЕК сообщили DW, что ожидают того, что Кипр тщательно перепроверит все предыдущие заявки и примет необходимые меры. Комиссия заверяет, что продолжит заниматься вопросом того, насколько подобные инвестиционные программы соответствуют нормам ЕС.
Запрос на паспорта год от года растет, подчеркивает Илья Шуманов. Всплеск интереса россиян в последнее время он объясняет так: «Кто-то готовит себе запасной аэродром на случай политической турбулентности, кто-то площадку для эвакуации для себя или своей семьи — это лица, связанные с государственным сектором. Есть люди, которые просто коллекционируют паспорта».
Паспорт Карибских стран как гарант безопасности
Среди последних популярны гражданства Сент-Китса и Невиса, Антигуа и Барбуды, а также Сент-Люсии. Они позволяют въезжать без виз более чем в 100 стран, в том числе в Великобританию и страны Шенгена. Получить их паспорта можно за инвестиции в экономику в 100-150 тысяч долларов в зависимости от страны, все документы оформляются дистанционно. Причем Сент-Китс и Невис на фоне пандемии снизил порог: его гражданство для четырех членов семьи теперь стоит столько же, сколько ранее нужно было платить за одного.
«Это лето окончательно ответило людям на вопрос, в чем разница между визами и вторым паспортом», — говорит глава российского офиса компании по инвестиционной иммиграции Astons Игорь Немцов. Для тех, у кого были только визы, пусть и долгосрочные, пандемия просто закрыла границу. «Кроме того, паспорт — это некий гарант безопасности. В России и странах СНГ не пахнет какой-то экономической или политической стабильностью, а любому предпринимателю, даже средней руки, хочется иметь уверенность в завтрашнем дне», — указывает Немцов.